Рекомендации педагогам по профилактике насилия
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Эмоциональное состояние
- низкая самооценка, пассивность;
- сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
- беспокойство, повышенная тревожность.
- депрессивные состояния, печаль.
Поведение
- оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
- несоответствуюшая возрасту ответственность;
- саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
- возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.
Интеллект
- снижение или полная потеря интереса к школе;
- задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
- снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
- нарушения речевого развития,
- заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
- трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
- неумение общаться с людьми, дружить;
- отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
- требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
- агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
- роль “козла отпущения”;
Физическое состояние
- маленький рост, недостаточный вес;
- гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
- психосоматические заболевания, неврозы;
- постоянный голод и/или жажда;
- мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
- Законы о защите прав ребенка.
- Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
- Учреждения оказывающие психологическую помощь детям, номера “Телефонов Доверия”.
- Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
- Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
- Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
- Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
- Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
- Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
Психолого-педагогические правила организации общения между педагогом и учащимися
1. Будьте внимательны к своим учащимся, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности учащегося (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к учащемуся. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями, законными представителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:
- наблюдать за учащимися и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учащихся. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!