Раннее выявление насильственных действий в отношении несовершеннолетних дошкольного возраста
Раннее выявление насильственных действий в отношении несовершеннолетних дошкольного возраста
(для использования в работе, информирования педагогических работников)
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Виды насилия:
1. физическое;
2. сексуальное;
3. психическое насилие;
4. пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие заботы).
1.Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и/ или физических повреждений ребёнку. К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
2. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К этой форме насилия относятся:
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, родительской любви;
- предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов.
4. Пренебрежение основными потребностями ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Как выявить жестокое обращение с ребенком?
Физическое насилие.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
1. По характеру повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
2. По особенностям поведения детей:
Возраст до 3 лет.
- боязнь родителей или взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет.
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- пассивная реакция на боль;
- негативизм, агрессивность;
- жестокость по отношению к животным;
- лживость, воровство;
- отставание в речевом развитии.
3. По особенностям поведения родителей (законных представителей), если они избивают детей:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
- больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.
На неслучайный характер травм указывает:
- множественность повреждений различной степени давности (свежие и заживающие);
- специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения: отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность;
- появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.
Психическое (эмоциональное) насилие.
Психическим (эмоциональным) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Особенности детей, подвергающихся психическому насилию:
- задержка психического развития;
- трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
- избыточная потребность во внимании;
- неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
- ложь, воровство, девиации в поведении;
- нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Особенности поведения взрослых, совершающих психическое
(эмоциональное) насилие:
- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка «козла отпущения».
Особое внимание необходимо обращать на признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- недержание мочи;
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов. В данном случае показательным может быть поведение ребенка, взаимоотношения со сверстниками, проявления в игровой деятельности.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам;
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата туалетных навыков
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на кружок»);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
1.5. Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования.
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
- Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит насилие;
г) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по дальнейшему сопровождению несовершеннолетнего.
Поскольку после обнаружения случая насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
Приложение 1
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ: ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ
Физическое насилие
Внешний вид ребенка и характер травм:
- Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
- Задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь)
Психическое состояние и поведение ребенка…
В возрасте 1, 5 – 3 года:
- Боязнь взрослых;
- Редкие проявления радости, плаксивость;
- Реакция испуга на плач других детей;
- Крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности;
В возрасте 3 – 6 лет:
- Примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- Пассивная реакция на боль;
- Болезненное отношение к замечаниям, критике;
- Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- Негативизм, агрессивность;
- Жестокое обращение к животным;
- Лживость, воровство;
- Склонность к поджогам.
Поведение родителей или попечителей:
- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
- Несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- Инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- Обвинение в травмах самого ребенка;
- Неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящиеся к здоровью ребенка;
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)
Психическое насилие
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
- Задержка физического и умственного развития;
- Нервный тик;
- Энурез;
- Печальный вид;
- Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология) .
Поведение ребенка:
- Беспокойство или тревожность;
- Нарушение сна;
- Длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- Агрессивность;
- Склонность к уединению;
- Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- Угрозы или попытки самоубийства;
- Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- Плохая успеваемость;
- Нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
- Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- Постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- Негативная характеристика ребенка;
- Отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка:
- Утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
- Мастурбация;
- Частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
- Многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
- Повторные случайные травмы или отравления;
- Постоянный голод и (или) жажда;
- Кража пищи;
- Стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
- Требование ласки и внимания;
- Подавленное настроение, апатия;
- Агрессивность и импульсивность;
- Деликатное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- Неумение общаться с людьми, дружить;
- Неразборчивое дружелюбие;
- Регрессивное поведение;
- Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- Низкая самооценка.
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПРИЗНАКОВ (ФАКТОВ) НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ ИЛИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ОТ ТРЕТЬИХ ЛИЦ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ НЕЗМЕДЛИТЕЛЬНО!!!! В ТОТ ЖЕ РАБОЧИЙ ДЕНЬ, ЛИБО НЕ ПОЗДНЕЕ СЛЕДУЮЩЕГО РАБОЧЕГО ДНЯ ИНФОРМИРУЮТ В УСТНОЙ ФОРМЕ СВОЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ !!!!!
Телефоны доверия для обращения в случае возникновения трудных (кризисных) жизненных ситуаций
Республиканская «Детская телефонная линия» 8 801 100 1611 круглосуточно
8 801 201 55 55 телефонная линия для несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия, в том числе в сети интернет
Телефон доверия для детей и подростков 8 (017) 263 03 03 круглосуточно
Круглосуточный телефон доверия г.Витебск: 8 0212 61 60 60
Телефон доверия УЗ «Глубокская ЦРБ» 8 02156 2 57 53
Kids.pomogut.by – сайт направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет, поддержку детей в сети интернет.
Телефон доверия
ГУО «Социально-педагогический центр Глубокского района» 8 02156 3 05 54 время работы с 8.00 до 17.00
отдел по образованию Глубокского райисполкома 8 02156 2 58 12 время работы с 8.00 до 17.00.
Телефоны доверия по Витебской области центров здоровья молодежи:
- Центр здоровья молодежи «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника», г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой,18, тел. 8 (0214) 42-76-55;
- Центр здоровья молодежи «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника», г.Новополоцк, ул . Калинина,5, тел. 8 (0214) 51-90-90, моб.тел.+375 (29) 594-52-76;
- Витебский центр здоровья молодежи, г. Витебск, ул. Чкалова, 14В, тел. 8 (0212) 57-24-71, справка 8 (0212) 57-78-79;
- Центр здоровья молодежи «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника №1, г. Орша, ул. Пионерская, д.15, тел. 8 (0216) 51-17-21.