Синдром педагогического насилия
Что такое синдромом педагогического насилия? Любая форма плохого обращения педагога с детьми – это форма насилия над ними, поскольку в данной ситуации школьники не могут защитить себя. Непосредственно под синдромом педагогического насилия понимают влияние неадекватных педагогических методов, действий и программ на возникновение комплекса отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Синдром педагогического насилия является одной из форм дидактогении.
Синдром педагогического насилия можно разделить на синдром узаконенного педагогического насилия, административного педагогического насилия и авторитарного педагогического насилия.
В чем же их различие?
Синдром узаконенного педагогического насилия – это отклонения в состоянии здоровья обучающихся, возникающие при освоении ими утвержденных Министерством программ школьного образования, которые школьники не могут усвоить в силу своих физиологических и психических особенностей развития.
При синдроме административного педагогического насилия отклонения в состоянии здоровья возникают под воздействием введенных администрацией школы не узаконенных и не прошедших сертификацию программ, факультативных занятий, а также замену одних уроков другими (например, уроков физкультуры на уроки иностранного языка, математики и т.д.), введение обязательного посещения групп продленного дня и т.п.
Авторитарное педагогическое насилие чаще всего проявляется при непосредственном контакте учителя и ученика в условиях педагогического процесса. Оно может быть направлено на целый класс, группу школьников или непосредственно на конкретного ученика. Доказано, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом заболеваемость школьников в 3 раза выше, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом.
Существуют ли признаки, по которым администрация могла бы определить, имеется ли в классе педагогическое насилие?
При авторитарном педагогическом насилии у обучающихся можно выделить ряд общих признаков. Это страхи, изоляция, разочарование, чувство «заслуженности» жестокого обращения, агрессивное поведение и др. Наиболее часто встречаются страхи, изоляция и разочарование.
Страхи. В классах, где практикуется педагогическое насилие, дети, особенно начальных классов, переживают чувство страха, незащищенности. Поведение их под действием страхов может быть разнообразным: от фантазерства, лживости, обмана, нерешительности, пассивности до аутизма и агрессивности. В ряде случаев у детей формируются пограничные психические состояния и неврозы.
Изоляция. В большинстве случаев, когда практикуется педагогическое насилие, сам факт насилия открыто не обсуждается. Учителя дают понять учащимся, что не следует обсуждать создавшуюся ситуацию в классе с родителями или с друзьями. Это заставляет детей, участвующих в конфликте, чувствовать себя изолированными, не такими, как все, в классе. Может быть и обратная ситуация, когда педагоги открыто обсуждают конфликт, различными способами привлекая на свою сторону основную массу учащихся в классе (школе) и таким образом способствуют изоляции отдельного ученика или группы школьников.
Разочарование. Некоторые дети, в силу ряда обстоятельств, таких как плохая подготовка на дошкольном этапе, определенный тип мышления, частые острые заболевания или длительная, периодически обостряющаяся хроническая болезнь, вынужденные пропуски уроков и др. не могут усвоить новые темы, не имея базовых знаний. Постепенно количество предметов, по которым ученик имеет неудовлетворительные оценки, увеличивается. Вместо понимания проблемы и помощи со стороны учителей эти школьники получают обидные прозвища и оскорбления. Они разочаровываются в школе, а порой и в жизни. Постоянный стресс, который они испытывают, вырабатывает у данной группы учащихся определенное поведение. Одни становятся «двоечниками – хулиганами» и постоянно создают конфликтные ситуации в школе, на улице, в семье. У других появляются депрессии, чувство ненужности, ощущение «лишнего человека» в этой жизни, суицидальные настроения.
Агрессивное поведение. У части подростков формируется вульгарный вариант взрослого поведения. Они позволяют себе прогулы уроков, открытое курение, появление в школе в нетрезвом состоянии. Все это приводит к усилению эмоционального напряжения и может проявляться агрессивным поведением.
Психосоциальная дезадаптация. В этом случае у детей имеет место несформированность навыков учебной деятельности, коммуникативных навыков, недостаточно развитый самоконтроль. Стремление таких подростков к общению и лидерству в сочетании с эмоциональной несбалансированностью приводит к конфликтным ситуациям с педагогами и сверстникам в школе и на улице.
Чувство «заслуженности» жестокого обращения. У ряда учащихся, находящихся в изоляции и разочаровавшихся в себе, в конце концов, может сформироваться заниженная самооценка и чувство «заслуженности» жестокого обращения с ними со стороны учителей.
Вовлечение в конфликт. В старших классах встречаются сильные личности из учахщихся, которые хотят остановить педагогическое насилие и конфликты, периодически возникающие в классе между учителем и учеником. Такие школьники часто испытывают чувство ответственности за создавшуюся ситуацию, хотят разрешить конфликт. При этом они могут так глубоко вовлекаться в конфликт, что испытывают чувство собственной вины за создавшуюся ситуацию, становятся напряженными, нервными.