Экскурсия в Брест
Выпускной вечер
Дорогами Победы
Оздоровительный лагерь "АКВАРЕЛЬКИ"
Начальная школа, прощай!
Экскурсия в Экологический визит-центр заказника «Ельня»
Встреча с ПУ «Глубокоегаз»

 Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Выделяют следующие виды буллинга:

Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву,  оскорбления, обзывательства, клички.

2.  социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Физическое насилие – избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:

1. словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). 

2. бойкот,

3. физическая расправа.

4. распространение слухов и сплетен,

5. воровство.

Почему дети не обращаются за помощью?

1. Хочет справиться с этим самостоятельно

2. Дети могут бояться реакции от обидчика

3. Опасается, что накажут за слабость

4. Чувствуют, что никто о них не заботится

5. Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.

Распределение ролей в буллинге

Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.

Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.

-дети, страдающие  от насилия в своей семье и  компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

-школьники, стремящиеся к лидерству, власти, самоутвердению за счет других.

-легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

-часто нарушают дисциплину.

-склонны обвинять других в своих проблемах.

-агрессивные дети.

-физические сильные дети.


Жертвой или объектом буллинга:

  • часто становятся робкие,
  • тихие дети,
  • нередко физически слабые,
  • дети с нестандартной внешностью,
  • особым прилежанием в учебе,
  • чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее.
  • талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,
  • дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

  • неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленным;
  • часто плачет без очевидных причин;
  • никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

 

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

  • Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
  • Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
  • Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
  • Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
  • Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
  • Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
  • Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне

  • Выражайте сочувствие без оценок и     комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
  • Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
  • Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
  • Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
  • Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.

Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

  • остановить ребенка-обидчика,
  • создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
  • Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.

       Как этого добиться?

  • Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
  • Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что, беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
  • Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
  • Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.
  • Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
  • Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
  • Развивайте эмпатию.

Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге

И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?

  • Наладить контакты с учителями и одноклассниками;
  • Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;
  • Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки, и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
  • Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение   ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и т.д.);
  • Внимательное отношение   эмоциональному состоянию ребенка;

Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.

Прикасайтесь к подростку как можно чаще - берите за руку, обнимайте, гладьте по голове, говорите, что вы любите.  Ребенок будет чувствовать себя любимым.

 буллинг_родителям.jpg