Методическая разработка родительского собрания «О проблеме ненасильственного воспитания в семье»
Цель: актуализация проблемы необходимости профилактики насилия в семье, как условия реализации безопасности (важнейшей базовой потребности личности). (слайд 2)
Задачи:
1. Познакомить с постулатами «отравляющей педагогики» как феномена, порождающего насилие.
2. Ознакомить с результатами диагностики «Признаки насильственного воспитания в семье» (учащиеся 1-11 классов, родители) в ГУО «Озерецкая детский сад-средняя школа Глубокского района».
3. Предоставить родителям практическую возможность моделирования проблемных ситуаций и алгоритмы процедур выхода из них. (слайд 3)
План
- Семья – главный институт воспитания ребенка.
- Проблема насильственного воспитания в современных семьях.
- Результаты диагностики «Признаки насильственного воспитания в семье» (учащиеся 1-11 классов, родители).
- Признаки психологического насилия в семье.
5. Ситуации для анализа.
6. Особенности жизни семьи, защищающие от насилия.
- Принципы и заповеди позитивного родительства. (слайд 4)
Детство должно улыбаться,
Счастьем искриться в глазах,
В сердце теплом вспоминаться,
А не слезой на глазах. (слайд 5)
Тема родительского собрания – разговор «О проблеме ненасильственного воспитания в семье».
Вопросы для обсуждения.
- Семья – главный институт воспитания ребенка.
- Проблема насильственного воспитания в современных семьях.
- Результаты диагностики «Признаки насильственного воспитания в семье» (учащиеся 1-11 классов, родители).
- Признаки психологического насилия в семье.
5. Ситуации для анализа.
6. Особенности жизни семьи, защищающие от насилия.
- Принципы и заповеди позитивного родительства.
- Семья – главный институт воспитания ребенка (слайд 6)
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Родители, как правило, из-за нехватки времени, углубившись в решение материальных проблем, не видят логики отношений между ними и детьми. Возникает конфликт, внезапно и случайно.
Вопрос родителям.
- Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Как вы думаете? (родители приводят аргументы.)
Воспитать счастливого человека – задача родителей. «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А Сухомлинский.
2. Проблема насильственного воспитания в современных семьях
Уважаемые родители! А теперь перейдем к теме, которая волнует нас на сегодняшний день – применение насильственных методов воспитания в семье. Может быть, это станет для вас неожиданной плохой новостью, но, к сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Каждый год регистрируются случаи перерастания психологического насилия в физическое: дети избиваются родителями, несовершеннолетние становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей.
Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Что такое насилие? По определению психологов, насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. (слайд 7)
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. Попробуем разобраться, что это такое.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Какие жизненные обстоятельства могут привести к насилию? По мнению социологов, это неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми; наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, постоянные финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; низкий уровень культуры, образования; негативные семейные традиции; нежелательный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; «трудный» ребенок.
Обратим внимание на статистику по данному вопросу в нашем учреждении». В диагностике приняли участие учащихся и родителей.
3. Результаты диагностики «Признаки насильственного воспитания в семье»
- Диагностика учащихся 1-11 классов (слайд 8)
Обнаруживаем, что у учащихся 1-2 классов признаков насилия не выявлено. Дети живут в семьях, где присутствуют доброжелательные детско-родительские взаимоотношения. Неудовлетворения жизненных потребностей несовершеннолетних не выявлено. Определенный дискомфорт младшие школьники испытывают только в установлении режима дня: времени засыпания и утреннего пробуждения. В школе, с учителем складываются доброжелательные взаимоотношения.
У учащихся 3-4 классов признаков насилия также не выявлено. В семьях прослеживаются доверительные внутрисемейные взаимоотношения. Родители тепло и ласково относятся к своим детям. Обеспечивают всем необходимым для полноценного роста и развития. Неудовлетворения жизненных потребностей несовершеннолетних не выявлено.
Учащиеся среднего звена (5-8 классов) отмечают, что семьи «дружные, сплоченные, вместе хорошо». Родители относятся к детям уважительно. В классе ощущают себя комфортно, насилия не выявляется. Обнаруживаются единичные факты дискомфортного общения с одноклассниками (признаков насилия не выявлено).
Подростки старшего звена (9-11 классов) относятся к различным видам насилия с возмущением, с проявлением эмоционального насилия в отношении себя не сталкивались. Среди опрошенных учащихся индикаторов физического, сексуального насилия не выявлено. Учащиеся отмечают ситуацию психологического дискомфорта в том случае, когда в их адрес высказывается ирония по поводу слабой школьной успеваемости.
Родители, в большинстве своем, объясняют подросткам, когда те поступили неправильно, в семьях проявления насилия дети не наблюдали. Половина детей готова обратиться при необходимости за помощью к взрослым, большинство при необходимости готово проявить активную позицию в защите обиженного человека. Признаков насилия в звене 9-11 классы не выявлено.
Таким образом, в учреждении образования проявления насилия в семьях не выявлено.
- Диагностика родителей (слайд 9)
Обратимся к анализу родительских анкет. В диагностике приняли участие 106 родителей. Все опрошенные родители не приемлют физического воздействия в качестве воспитательной меры. Основная часть родителей считает, что можно воспитывать детей без применения наказания. Поводом для серьезного разговора с ребенком чаще всего может послужить обман со стороны ребенка. Подростки чаще всего осознают свои проступки, соглашаются с родителями. Родители считают, что мягкое наказание (лишение гаджета, свободного времени) способствует переосмыслению ребенком своего поведения. Психическим насилием в отношении ребенка многие считают грубые слова, холодное отношение между членами семьи, запугивание. Родители наказывают за провинности путем лишения каких либо поощрений, запретом на выход из дома. Жестокого отношения по отношению к детям родители не допускают.
Приходим к выводу: возможно, и случаются какие-то проблемы межличностного детско-родительского взаимодействия в семье, тайну которого наши дети не открыли. Однако полученные результаты каждый из вас, уважаемые родители, может обдумать, примеряя к своей семье, делая свои выводы, принимая свои решения по дальнейшему воспитанию детей.
4. Признаки психологического насилия в семье
Уважаемые родители! Остановимся на признаках психологического насилия в семье, выделенными психологами. Задумывались ли вы над тем, что многие стратегии поведения являются насильственными, а значит, травмируют личность вашего ребенка. Это такие стратегии, как: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пожалуйста, помните о том, что психологическое наказание притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. А дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления. Когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей. Жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Помните, насилие порождает насилие!
Безусловным является то, что насильственные действия вызывают гнев и желание отомстить. Желание это остается вытесненным и проявляется много позже. Мозг ребенка хранит информацию о насилии, разрушает восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая способность ребенка познавать себя и мир.
5.Ситуации для анализа
Для того чтобы поучиться конструктивно решать сложные семейные ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый», предлагаем вам ситуации для анализа.
1 ситуация. Алёша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, – ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, – ответил ребенок.
Вопрос:
- Какими могут быть последствия взаимонепонимания? (слайд 10)
2 ситуация. Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход:
- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы:
- Что ребенок испытывает в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
- Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
(слайд 11)
3 ситуация.
Ваш ребёнок много играет в компьютерные игры, что плохо отражается на учёбе.
Вопрос:
- Какие методы эффективного воздействия можно применить без вреда для семейного взаимодействия? (слайд 12)
Спасибо, папы и мамы. Вот так, вероятно, и в жизни: прежде, чем что- то сказать и сделать, приходится основательно подумать.
6. Особенности жизни семьи как профилактика психологического насилия от насилия
Хочу вспомнить слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети». Эти слова как продолжение нашего разговора: «Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом».
Думая о том, что дети нам посланы как способ испытать счастье, пусть каждый ответит на вопрос: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется ввиду не только материнская сторона (здесь нет границ), но и морально, душевно?
Родители – это состоявшиеся личности, а личность всегда неравнодушна. Неравнодушный родитель помогает своему ребенку тоже стать личностью. Важно осторожно и бережно помочь юному человеку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Счастливые дети растут в счастливой семье. Задача родителей создать счастливую семью, воспитать в любви и согласии своих детей, способных оценить всю важность семейного воспитания. (слайд 13)
Необходимо также воспитывать у детей трудолюбие и радость от успешно выполненного дела. Трудолюбие и любовь – творцы всего доброго, светлого, возвышенного. (слайд 14)
Через традиции (совместные праздники, ритуалы, экскурсии, игры, чтение книг, поход в гости) и личный пример можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать хорошие привычки, научить грамотно вести себя в сложных ситуациях. Больше всего ребенок осваивает положительный опыт в детстве, т.к. родители являются непререкаемыми кумирами, подражать которым они стремятся. (слайд 15)
Чтобы избежать насильственных методов, ориентируйтесь на принципы позитивного родительства.
7. Принципы и заповеди позитивного родительства
Принцип первый. Ориентируйтесь на своего ребенка. Ставьте себя на место ребенка, особенно в сложные моменты. Восприятие мира малышом и взрослым очень отличается. Помните, что трудности с дисциплиной нормальны для периодов возрастных кризисов, и именно такие конфликты помогают ребенку развиваться. Постарайтесь понять причины плохого поведения ребенка и постепенно научите его выражать своё состояние более подходящим способом. Помните, что ребенок никогда не пытается разозлить родителя намеренно, за любым поведением кроется причина. (слайд 16)
Принцип второй. Фокусируйтесь на хорошем. Замечайте сильные черты своего ребенка, его способности и достижения. У всех нас есть сильные и слабые стороны, и каждому из нас нужен в жизни человек, который будет замечать наши успехи. Пусть же для вашего ребенка это будете вы! Даже в повседневных вещах не забывайте показывать детям свою любовь: расскажите что-то малышу, пока сажаете его в машину, перед сном почитайте книжку в обнимку и просто чаще улыбайтесь всем членам семьи. Даже таких простых вещей бывает достаточно, чтобы чувствовать любовь и понимание в семье. (слайд 17)
Принцип третий. Быть родителем – это искусство. Как и любое искусство, искусство быть родителем требует постоянного саморазвития и помощи и поддержки со стороны. Представьте себя таким художником, не стесняйтесь учиться и пробовать новое, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, ведь в искусстве воспитания детей нет ничего однозначного. Помните, что идеальных родителей не существует. Не стесняйтесь просить помощи и искать недостающую информацию. (слайд 18)
Читайте различных авторов, изучайте разные подходы к воспитанию, не бойтесь искать свой путь и старайтесь анализировать свои поступки и поступки своих близких. Внимание и любовь вместе с готовностью пробовать новое обязательно приведут вас к цели.
А теперь немного конкретных советов – «заповедей», как избежать насильственных методов воспитания. (слайд 19)
«Заповеди» разумного воспитания:
- никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении;
- ясно определите, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели;
- предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг;
- лучше всего не подсказывайте готового решения. А показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели;
- говорите спокойно, но твердо, не злитесь, часто делайте паузы, чтобы дать высказаться вашему ребенку;
- позвольте вашему ребенку выразить свой гнев, не пытайтесь исправить это, но пусть он делает это в своей комнате;
- больше слушайте и меньше говорите;
- моделируйте уважение, благоприятную оценку и признание;
- визуализируйте успешного, счастливого и собранного подростка, особенно, когда он не такой;
- говорите с вашим ребенком, как с настоящей личностью, как с другом. (слайд 20)
Вероятно, будет правильно, если атмосфера в семье станет отличаться следующими характеристиками: свободой от поверхностных суждений, уважением друг к другу, сочувствием, терпением, доверием, творческой атмосферой, оптимизмом, обнадеживающей, побуждающей к самоанализу атмосферой, которая стимулирует находчивость и сообразительность ваших детей.
В качестве советов по нашей теме хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя: (слайд 21)
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Мягкие и ненасильственные методы воспитания позволяют родителям и детям оставаться людьми со своими эмоциями, желаниями и особенностями. Приоритетом становится любовь и уважительное отношение ко всем членам семьи.
Пусть в конце нашего размышления на тему «Ненасильственные методы воспитания» прозвучит китайская притча «Ладная семья» (звучит аудиозапись).
Уважаемые родители! Любите своих детей, создавайте комфортные условия для них.
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться
Вы на свете счастливей всех!
Берегите, пожалуйста, детство! (слайд 22)
В вашу «воспитательную копилку» предлагаем памятки
Успехов вам в самом радостном и непростом деле – ВОСПИТАНИИ ВАШИХ детей! (слайд 23, 24)
Литература
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 237 с.
2. Дебра Хэпенни Чиавола. 50 отличных советов, уловок и приемов того, как найти общий язык со своим ребенком-подростком. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2005. – 120 с.
3. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский. – Минск, 2008. – 159 с.
4. Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фром. – М., 2006. – 135 с.
5. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – М., 2011. – 289 с.
6. Фурманов, И. А. Психологические реакции жертвы, пережившей попытку изнасилования / И. А. Фурманов. – М., 2013. – 314 с.
7. Электронные диски: «Семейная психология», «Социальному педагогу».